Не зря многие региональные главы решили досрочно попытать электорального счастья в 2014 году - сложном, но удачном для федеральных властей. Общим местом в рассуждениях политологов стал тезис о том, что тень успеха в условиях высокой популярности Владимира Путина, несомненно, падет и на тех регионалов, кто в рамках проекта партии власти попытается заручиться доверием населения подведомственных территорий. И для многих неожиданным может стать то, что этот фактор может и не сработать - достаточно проанализировать опыт прошлогодней московской кампании Сергея Собянина.
Конечно, скажут многие, москвичи - народ политически капризный, многослойный и искушенный, относительно подвижный в электоральных предпочтениях. Возможно, это и так. Но факт остается фактом - политический рейтинг носителя региональной власти все больше отрывается от политического рейтинга носителя власти верховной. Впрочем, недооценивать влияние федеральной власти в регионах тоже не стоит. И оно вполне может дать, так сказать, обратный эффект. Именно федеральная власть и ее носители в последний период довольно настойчиво артикулировали основные требования к региональным выборам: они должны быть конкурентными, честными и без судебного шлейфа. Следует учитывать, что и население воспринимает всерьез слова, к примеру, Путина о борьбе с коррупцией, национализации элит и честном поведении в ходе электоральной кампании, а за попытки ловчить в старом стиле может и "наказать" при голосовании. Не следует также недооценивать политизированность нынешней ситуации в стране, а также ту обеспокоенность, которая охватила гражданское общество в условиях действия экономических санкций. Если раньше можно было сделать скидку на благоприятные экономические и, как следствие, социальные условия, сделать, так сказать, допуск, то теперь электорально активная часть населения будет тщательно выбирать, за кого конкретно ей голосовать, и, скорее всего, отдаст предпочтение профессионально состоявшимся выдвиженцам.
"Люди видят!" - вполне может стать дежурным слоганом на этих выборах. Так, люди "видели", как отрезали от участия в избирательной кампании Оксану Дмитриеву, как использовали свежевозбужденные уголовные дела для того, чтобы снять при попытке регистрации своих политических оппонентов… Расчет на то, что в условиях плохой политической видимости из-за напряженных отношений с Украиной, США и Евросоюзом федеральный центр не заметит "небольших шалостей" со стороны некоторых кандидатов, вполне может оказаться несостоятельным. Как раз в условиях международной напряженности любые попытки игнорировать озвученные федеральным центром требования к выборам могут (и должны) им толковаться как нелояльное поведение, попытка спровоцировать социальное напряжение и, как следствие, снижение уровня безопасности в государстве. При подготовке осенних выборов 2014 года в экспертных кругах было принято считать, что население консолидируется вокруг федеральной власти, и что эта консолидация должна сыграть свою роль и при голосовании "за" нынешних врио. Речь даже велась о некотором "электоральном бонусе" и "референдумной модели" для региональных правящих элит. Только вот вернулись жители регионов из летних отпусков к выросшим счетам за ЖКХ-услуги, озлобленной оппозиции и "таинственным" зарубежным санкциям. Конечно, большую часть из 33 глав регионов, кто решил избираться 14 сентября, переназначил лично президент РФ, однако следует помнить, что это была инициатива не Путина, а этих самых регионалов. Именно они просили президента о доверии, получили его и теперь должны оправдывать.
Сам же глава государства своих назначенцев отмасштабировал в политическом плане еще при назначении, хотя внимательные электоральные группы еще раз смогут уловить настоящее отношение Путина к врио глав регионов в ходе серии встреч, которые в период до 14 сентября организовала его администрация. Отметим в этой связи, что врио на осенних выборах очень сильно рискуют: только липецкий, самарский, курский, астраханский и красноярский главы имеют соответствующий электоральный опыт, остальные - новички. Конечно, в большинстве регионов "референдумная модель" может оправдать себя, однако будет ли победа действующих врио убедительной, как это предполагалось в просьбе, озвученной президенту РФ? Получат ли главы достаточный кредит доверия у населения регионов? В условиях более или менее конкурентных выборов в Республике Алтай, Якутии и Астраханской области - возможно. Но будет ли достаточен результат Георгия Полтавченко в Петербурге, вызовет ли он доверие у населения Северной Пальмиры? Весьма сомнительно, с учетом совсем неджентльменского отстранения Оксаны Дмитриевой от участия в кампании и убийственно формального подхода к организации инвестиционной политики в регионе. Смогут ли действующие главы Липецкой и Нижегородской областей с помощью пресловутого административного ресурса, навязавшие "референдумный сценарий", убедить население в легитимности результатов организованных таким образом выборов? Впрочем, черты такого навязанного сценария эксперты обнаружили и в Курской области, и в Республике Алтай, и в Калмыкии, и на Ставрополье, и в Башкирии, и в Орловской области. Добавим сюда также Республику Коми, Удмуртию, Вологодскую, Воронежскую, Ивановскую, Курганскую, Новосибирскую, Псковскую, Самарскую, Тюменскую, Челябинскую области и Ненецкий автономный округ. Конечно, на этих выборах администрация президента и федеральные органы "Единой России" сыграли роль ограничительно-сдерживающего свойства, в частности удержав руководство Самарской области и Алтайского края от злоупотребления административным ресурсом. Однако сдержать не удалось врио в гораздо большем количестве регионов: Санкт-Петербурге, Башкирии, Приморском крае, Волгоградской, Кировской, Курской, Оренбургской и Орловской областях. Там более или менее влиятельные соперники действующих властей не смогли преодолеть заградительный барьер, правда, как говорят, в силу "очень различных обстоятельств".
Свою роль сыграло и то, что нынешние выборы имеют в каждом регионе совершенно уникальные черты и особенности. Прежде всего из-за довольно высокой степени участия в них разных партий и самовыдвиженцев. Напомним, что в выборах принимают участие 136 кандидатов от 24 партий (на прошлогодних выборах было представлено 12 партий и двое меньше кандидатов). Внешний фактор также имеет немаловажное значение. Как в былые, советские времена международное давление на руководство России выявило новые группы поддержки среди населения страны, одновременно ослабив протестную активность, лишив ее поддержки, скажем, националистов и т. д. Так что на нынешних региональных выборах в полной мере проявляется слабость "несистемной оппозиции", так и не сумевшей сформировать конструктивную повестку и вынужденной прозябать на позициях гипержесткой критики властей, причем де-факто в угоду внешним силам. Партии, которые раскритиковали проведение Олимпиады в Сочи и "крымскую кампанию", не смогли позиционировать себя на текущих выборах в основном из-за этих ошибок своего руководства ("Яблоко", ПАРНАС). Кстати, "Яблоко", например, не спасло и запоздалое заявление Сергея Митрохина, что они готовы к "крымскому призыву", если позовут; никто не позвал. И, наоборот, "парламентская оппозиция" сначала осторожно, а потом все смелее начала вступать в политические (временные) альянсы с представителями "правящей партии". Это произошло, напомним, в Оренбургской области и Приморье (там "Единая Россия" обещала посты сенаторов членам ЛДПР и справороссам), Кировской и Орловской областях (либерально настроенный Никита Белых и коммунист Вадим Потомский обещали посты сенаторов кандидатам от единороссов). К сожалению, "Единая Россия" не смогла отказаться от "железнодорожных мотивов" в кампании: практика "паровозов" на выборах региональных парламентов используется в 11 случаях из 14. (По данным ЦИК, 11 губернаторов возглавляют списки "Единой России" в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Крыму, Севастополе, Марий Эл, Татарстане, Тыве, Хабаровском крае, Волгоградской, Тульской областях и Ненецком автономном округе. Двое из них, Андрей Бочаров в Волгоградской области и Игорь Кошин в Ненецком АО, зарегистрированы одновременно кандидатами в губернаторы и депутаты законодательных собраний.) Причем лишь один из тех, кто стал исключением - Сергей Собянин отказался от этой роли, что называется, добровольно: Николай Демин в Брянской области и Александр Бердников в Республике Алтай просто не выдержали испытаний рейтингом. Причем руководство партии на федеральном уровне неоднократно заявляло, что готово отказаться от "паровозов", но, наверное, еще время не пришло и мешает так называемая пропорциональная система (с губернатором во главе списка как-то спокойнее идти на выборы).
Так за кем останется электоральное поле битвы? Хочется надеяться, что не за политическими мародерами… Основная надежда в преддверии голосования возлагается на то, что в регионах, где проходят выборы, будет проявлена высокая гражданская сознательность, и высокая явка подкорректирует расчеты технологов, выявив реальные электоральные предпочтения населения. Впрочем, и в этом случае избежать формирования слабого губернаторского корпуса вряд ли получится: после выборов регионалы гарантированно выстроятся в очередь в Кремль с целью получить финансовую помощь для возмещения того ущерба, который наносят сегодня региональным бюджетам внеплановые выборы. По итогам организации региональной кампании-2014 стало очевидно следующее. Для действительно конкурентных выборов администрации президента РФ нельзя терять контроль над регионалами ни на минуту, потому что они сразу же начинают играть с административными ресурсами. Необходимо формирование альтернативных по отношению к действующим региональным властям влиятельных групп, ориентированных на национальные интересы и лояльных по отношению к федеральному центру. В условиях их фактического отсутствия невозможна и реальная конкурентная борьба, возможна только ее имитация. Что же до оппозиции, то ей также придется делать из нынешней ситуации не только традиционные выводы о злонамеренности их политических оппонентов, но и попытаться выстроить хоть какие-то устойчивые политические конструкции с хоть каким-то потенциалом на будущее. Ссылка на публикацию в ИТАР-ТАСС |