«Майские указы» В.Путина (серия указов социального характера, подписанных им в день вступления в должность Президента РФ 7 мая 2012 года) к началу 2014 года окончательно укрепились в статусе основной парадигмы государственной политики. В результате, бюджетный процесс в стране, в том числе процессы принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ к настоящему моменту рассматриваются едва ли не исключительно через призму «майских указов». В том числе «майскими указами» принято объяснять возрастающий бюджетный дефицит субъектов РФ, а именно – ростом социальных обязательств, легших на региональные бюджеты, на фоне сокращения их доходных частей. Целью настоящего исследования в связи с этим является рассмотрение эффективности бюджетов регионов РФ через призму их дефицитных (профицитных) частей в 2011-2013 годах и ожидаемой динамики данного показателя в 2014-2016 годах. А именно – принципиальным представляется вопрос отделения процессов наращивания дефицита бюджетов по объективным причинам от хаотичного завышения расходных частей, вызванного различного рода субъективными причинами. Интерес к данной проблематике объясняется следующим образом. С момента принятия майских указов прошло более полутора лет (их полное претворение в жизнь планируется к 2018 году). За этот период все более отчетливый характер начинает иметь тенденция, в соответствии с которой отдельные региональные руководители фактически маскируют за «слабой экономической конъюнктурой» и «возросшими социальными обязательствами» собственное профессиональное несоответствие поставленным президентом задачам. Справедливости ради необходимо отметить, что эта же проблема, безусловно, свойственна и отдельным чиновникам федерального уровня. По понятным причинам описанная тенденция имеет опасный для социального благополучия, как отдельных регионов, так и всей страны, характер, в связи с чем актуальной представляется задача обнаружения и реагирования на такие риски в превентивном ключе. Доклад доступен по ссылке
|