ЛОББИСТЫ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ СОБРАНИИ РОССИИ
Москва, 2010 год


СОДЕРЖАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА 3
ТЭК 6
СТРАХОВАНИЕ 8
БАНКИ 10
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС 11
ЛОББИ КРУПНЫХ КОРПОРАЦИЙ 12
МЕТАЛЛУРГИЯ И УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 14
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ 17
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС 23
БАНКИ И СТРАХОВАНИЕ 24
МЕДИА И РЕКЛАМА 24
МЕДИЦИНА И ФАРМАЦЕВТИКА 25
МЕТАЛЛУРГИЯ 25
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 25
СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ 26
СПОРТ 27
СТРОИТЕЛЬСТВО 27
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ 28
ТЭК 29
ХИМИЯ 30


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Лоббистские процессы в России изменяются постоянно вместе с изменением властной конъюнктуры. В последнее время можно говорить о таких тенденциях, как ослабление корпоративного лоббизма в парламенте (различным финансовым и деловым группам стало гораздо труднее лоббировать свои интересы, так как каждый принимаемый закон или поправка так или иначе согласовываются с Администрацией Президента (АП) и проводится по согласованию с руководством «Единой России»). Центр законодательной инициативы также сместился в сторону правительства и АП - многие представители крупных компаний предпочитают «договариваться» непосредственно на этом уровне.
В этом контексте возможности парламентариев по внесению конкретных законопроектов (в качестве субъекта законодательной инициативы) проявляются тогда, когда ни президент, ни премьер-министр не проявляют интереса к какой-либо законодательной инициативе. В правительстве же вице-премьеры постоянно конкурируют друг с другом за влияние в различных отраслях, все чаще прибегая к помощи влиятельных депутатов-лоббистов.
В Думе есть группа депутатов из 40 - 50 человек, работающих не первый срок, имеющих политический вес и влияние на остальных депутатов, к мнению которых также готовы прислушиваться в Правительстве и АП. Как правило, это депутаты вроде Валерия Драганова, Геннадия Кулика, Владимира Пехтина, ранее занимавших высокие посты в Правительстве, или АП.
  1.  В. Драганов: первый заместитель председателя комитета ГД по промышленности; в 2006 г. был заместителем генерального директора «Русала»; в 1998—1999 гг. — председатель Государственного Таможенного Комитета России.
  2.  Г. Кулик: заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам; до избрания в Думу в 1998 г. был заместителем председателя Правительства РФ.
  3.  В. Пехтин: председатель Комиссии ГД по законодательному обеспечению деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций и коммерческих организаций с государственным участием, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия». Был членом совета директоров РАО ЕЭС.
Также большой вес имеют депутаты, близкие к руководству «Единой России» (ЕР). Помимо руководителя фракции «ЕР» Бориса Грызлова, сюда следует отнести близких к нему Любовь Слиску, Вячеслава Володина, Владимира Васильева, Владимира Плигина, а также Валерия Язева.
  1.  В. Васильев: председатель Комитета ГД по безопасности; был заместителем Министра внутренних дел, заместителем Секретаря Совета Безопасности РФ
  2.  В. Володин: с 21 октября 2010 г. – заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства РФ; Секретарь президиума генерального совета «ЕР»
  3.  В. Плигин: председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, был адвокатом А. Собчака
  4.  Л. Слиска: заместитель Председателя ГД, заместитель руководителя фракции «ЕР».
  5.  В. Язев: заместитель Председателя ГД, член Президиума Генерального совета партии «ЕР»
В президиум фракции «ЕР» входят 16 человек, именно на заседании президиума фактически определяется ход голосования по тому или иному вопросу. На этих заседаниях присутствуют также председатели комитетов ГД.
Лоббистские возможности депутатов в ГД связаны с тремя главными их функциями:
  1.  Законодательная функция позволяет влиять на текст, способствовать принятию или непринятию  федеральных законов, затрагивающих интересы различных субъектов лоббизма
  2.  Бюджетная - возможность перераспределять расходную часть федерального бюджета с целью более полного участия в нем структур, чьи интересы лоббирует депутат
  3.  Контрольно-политическая – в первую очередь это депутатские запросы и другие формальные или неформальные инструменты, с помощью которых депутат может лоббировать чьи либо интересы вне парламента
Что касается бюджетной функции парламентариев, то здесь лоббистские возможности минимальны. Свидетельством тому служит целый ряд законов, инициированных различными депутатами в интересах различных регионов и финансовых групп, которые не были приняты. Дело в том, что бюджет страны фактически формируется на так называемых «нулевые чтениях», то есть еще до внесения бюджета на рассмотрение в ГД. Решения на этом уровне принимаются почти исключительно руководством фракции «Единая Россия», рядовые депутаты – единороссы лишены возможности участвовать в формировании бюджета.
Бывший заместитель Председателя ГД, секретарь Генерального совета «ЕР» В. Володин (Саратовская область) являлся одним из самых влиятельных бюджетных лоббистов, представляя интересы Саратовской области и ряда других регионов. Во многом по его протекции был принят законопроект, внесенный в Думу рядом депутатов, благодаря которому из московского бюджета в казну саратовской, Астраханской, Оренбургской области, а также Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) «перекочевывает» часть налогов «Газпрома».

Депутаты, внесшие законопроект
Законопроект
Субъект лоббизма
О.В.Морозов, В.А.Пехтин, А.Н.Чилингаров, Т.В.Яковлева, В.В.Рязанский, Ю.В.Васильев, В.Б.Шуба, Г.Я.Хор, А.М.Макаров, А.Б.Коган.
№189001-5 «О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Доходы от налога на движимое имущество Единой системы газоснабжения (ЕСГ) ОАО «Газпром» должны быть привязаны к регионам, где оно находится, а не к Москве.
Всего 43 региона, в первую очередь:
Саратовская область, Астраханская область, Оренбургаская область, ЯНАО
Нельзя не вспомнить коррупционный скандал, связанный с именем В. Володина, об откатах и взятках за лоббирование трансфертов федерального бюджета для Дорожного фонда Саратовской области, разразившийся в 2006 г. В. Володин и В. Гришин (на тот момент председатель комитета по делам Федерации и региональной политике) обвинялись в хищении денежных средств из федерального бюджета в размере 50-ти миллионов рублей (в 2002 - 2003 гг.)
Кстати дороги, а точнее увеличение объемов субсидий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт дорог – один из главных предметов лоббизма для регионов, главным соперником здесь выступает Минфин.
Интересы регионов часто противоречат интересам естественных монополий и нефтегазовых корпораций, за поправки к законам о налоговом обложении здесь часто разворачивается нешуточная борьба между группами депутатов.
Среди других наиболее влиятельных бюджетных лоббистов можно назвать:
  1.  Председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Юрия Васильева
  2.  Первого заместителя Председателя ГД Олега Морозова.
  3.  В. Пехтина
  4.  Члена Высшего Совета «ЕР» Мартина Шаккума (члена Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике)
  5.  Сына заместителя председателя Совета Федерации Ю. В. Воробьева Андрея Воробьева
  6.  Заместителей председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Глеба Хора и Андрея Макарова – последние два депутата являются лоббистами интересов Минфина (оба близки к заместителю министра финансов С. Шаталову) - и Надежду Максимову (близка к Т. Нестеренко и А. Силуанову, заместителям министра финансов)
  7.  Виталия Шубу, лоббирующего интересы Правительства
Самые лоббистски привлекательные комитеты - это профильные комитеты, где происходит распределение финансовых средств. Бюджетный комитет, комитет по энергетике и транспорту, комитет по здравоохранению и т. д.
Бюджетный комитет, отвечающий за распределение денег федерального бюджета - один из наиболее важных в ГД. Не случайно именно в него входит целый ряд влиятельных депутатов-лоббистов: первый заместитель председателя комитета Г. Хор (выдвиженец В. Путина),  заместители председателя Александр Коган, Геннадий Кулик, А. Макаров, Сергей Штогрин; а также Наталья Бурыкина, Олег Морозов, и Владимир Пехтин. Эти депутаты также являются лидерами по количеству внесенных на рассмотрение и принятых законопроектов.
Основные лоббистские возможности депутатов связаны с их законодательной функцией. Именно здесь развертывается борьба между различными силами в парламенте.
Из 450 человек, являющихся депутатами Госдумы, лишь около 50 проявляют законотворческую инициативу, еще меньше тех, кого можно назвать лоббистами.
В ГД высок процент депутатов, связанных с крупным бизнесом: большинство депутатов либо работали в крупных компаниях («Газпром», «Лукойл», ТНК-BP, РЖД), либо являются акционерами различных предприятий.
Депутаты могут быть аффилированны с бизнес-структурами по-разному, например депутат Сергей Капков является другом Романа Абрамовича.
Лоббированию интересов крупного бизнеса служат два объединения: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленная палата РФ (ТПП), при этом РСПП служит скорее массовым интересам компаний, а не частным или отраслевым.
Наиболее тесные связи с органами государственной власти имеют предприятия, работающие в следующих областях:
  1.  ТЭК
  2.  Металлургия
  3.  Телекоммуникации
  4.  Электроэнергетика
  5.  Страхование
Наиболее эффективными субъектами отраслевого лоббизма являются нефтегазовое лобби, страховое лобби, банковское лобби, аграрное лобби.

ТЭК

Начиная с 2007 года под газовым лобби можно понимать исключительно лобби «Газпрома». Вес газового лобби крайне значителен. Здесь главенствующую роль играет депутат В. Язев, связанный с «Газпромом».
Однако, естественная монополия, также как и другие компании, в которых государство владеет значительным пакетом акций, не страдает от отсутствия поддержки в Думе.
Интересы «Газпрома» представляет заместитель председателя Комиссии ГД по законодательному обеспечению деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций и коммерческих организаций с государственным участием, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров; а также Ю. Васильев и заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Василий Зиновьев, бывший генеральный директор «Кавказтрансгаза», входившего в структуру «Газпрома».
Несмотря на то, что крупные нефтяные компании после принятия закона «Об экспорте газа» лишились возможности экспортировать газовый конденсат, нефтяное лобби является вторым по значимости после лобби «Газпрома». Свидетельством тому служит принятие законов, облегчающих налоговую нагрузку на предприятия отрасли.
Однако в этой отрасли есть четкий перевес в сторону государственных компаний, которым частные ТНК-BP и «Лукойл» часто проигрывают, несмотря на усилия собственных лоббистов (главным лоббистом «Лукойла» считается Валерий Прозоровский, также лоббистами «Лукойла» являются Александр Ищенко; в «Лукойле» работал Дмитрий Савельев, возглавлявший затем Транснефть; а также Василий Тарасюк (бывший заместитель генерального директора ООО «Лукойл - Западная Сибирь»), в 2003 г. возглавлявший ООО «Афипский НПЗ» («Роснефть-Краснодарнефтеоргсинтез»). Леонид Симановский в 2003 г. вместе с Леонидом Михельсоном, а также, вероятно, Иосифом Левинзоном, основал основал ОАО «НОВАТЭК», в 2009 г. перешедшую к Геннадию Тимченко. И. Левинзон тогда был назначен заместителем председателя правления компании.
Интересы лоббистов ТЭКа зачастую противоречат интересам Минфина и вызывают сильное противодействие последнего. Так Г. Хор и Б. Коган (заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам) являются авторами поправки к закону «о таможенном тарифе», призванной минимизировать снижение поступлений от экспорта нефти. Против ослабления налоговой нагрузки на крупные нефтяные компании выступает и Н. Бурыкина.
С. Штогрина, также как Валерия Зубова, Владимира Кашина, можно отнести к лоббистам интересов отрасли в целом.
Другими влиятельными лоббистами являются Павел Крашенников, В. Пехтин, В. Тимченко (бывший вице-президент ОАО «ТНК»).
Сильные лоббистские позиции у «Транснефти» (В. Драганов), «Роснефти».
Среди депутатов есть немало представителей региональных нефтяных компаний (в т.ч. филиалов крупных НК): Адам Амирилаев, бывший генеральный директор ОАО НК «Роснефть-Дагнефть», женат на дочери главы совета директоров «Дагнефти» Гаджи Махачева (так же А. Адмирилаев является фигурантом скандала, связанного с письмом А. Бастрыкина(см. ниже)); также в «Роснефть-Дагнефть» работал Алексей Плахотников. Евгений Богомольный являлся генеральным директором «Удмуртнефти», а Ринат Губайдуллин - председателем совета директоров ОАО «Татнефть» (а также он был председателем правления банка «Ак Барс» и председателем совета директоров Татфондбанка). Анатолий Губкин является бывшим генеральным директором ЗАО «Сибур-Западная Сибирь», бывшим внешним управляющим ОАО «Томский НХК», а Александр Фурман - бывший генеральный директор ОАО «ТНК-Башнефть», бывший член Совета директоров ОАО «Тюменская нефтяная компания».

СТРАХОВАНИЕ

Страховое лобби – пример влиятельности и эффективности. Именно страховщикам лоббисты приносят максимальную прибыль. Несмотря на то, что интересы страховщиков зачастую противоречат интересам лоббистов ТЭКа (закон об обязательном страховании опасных объектов, которому противостоит промышленное лобби), Минфина (закон о налогообложении прибылей от ОСАГО) и других влиятельных лоббистов, представители страховщиков стабильно «протаскивают» выгодные им законопроекты. Немалую поддержку парламентским лоббистам оказывает Всероссийский союз страховщиков, президента которого, бывшего депутата Александра Коваля, В. Путин в 2009 г. назначил руководителем Росстрахнадзора. Деятельность Всероссийского союза страховщиков принесла отрасли немалый доход.
Однако лобби страховщиков в Думе V-го созыва работает почти исключительно в целях крупных страховых компаний. Только в 2010 г. было инициировано три таких законопроекта:

Депутаты, внесшие законопроект
Законопроект
Субъект лоббизма
В. Резник, К. Шипунов, Ю. Исаев, О. Онищенко
Законопроект № 394201-5 «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»«
Законопроект позволит профессиональному объединению страховщиков получить возможность регулировать рынок ОСАГО путем распределения бланков страховых полисов.
Крупные страховщики (ОСАГО)
В. Резник, Н. Герасименко, Н. Гончар и др.
№ 385394-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»«.