О КИТАЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЯХ
На постсоветском пространстве Китай проявляет очень высокую активность. Причем, как и в других регионах, китайскую экспансию можно назвать «ползучей»: никаких громких конфликтов и требований, власти страны медленно, но верно «подсаживаются» на финансовую иглу. Ключевым параметром в данном случае выступает внешний неагрессивный характер экспансии. Китай предлагает финансовые средства под невысокие проценты, не выставляя существенных геополитических требований, что делает его очень выгодным (до поры до времени) партнером.
В отличие от Китая, Москва требует признания своего лидерства и преимущества при приватизации белорусской госсобственности, а Европа, которая до 2010 года рассматривалась Минском как баланс силы по отношению к Москве, требует безоговорочного выполнения своих политических условий взамен небольшой экономической помощи и улучшения имиджа Белоруссии. Таким образом, в новой геополитической конфигурации Китай помогает Белоруссии найти новый центр силы, который сбалансирует влияние и давление со стороны России.
Сотрудничество Белоруссии и Китая имеет достаточно долгую историю, однако до 2000-х годов оно в основном имело военно-технические корни. Так, в 1998 году было организовано совместное сборочное предприятие «Санцзян Волат Компани, Лтд.» по изготовлению многоосных колесных тягачей и шасси различного назначения грузоподъемностью от 20 до 75 тонн. Учредителями СП стали Минский завод колесных тягачей (МЗКТ, 30%) и аэрокосмическая корпорация «Санцзян» (70%). По условиям, первые 5 лет МЗКТ должен был поставлять 70% комплектующих, в дальнейшем эта доля должна была сократиться до 30%. Однако сейчас МЗКТ поставляет только ступицы колес.
В 2009 году, тем не менее,  сотрудничество продолжилось созданием нового СП «Волат-Санцзян» по выпуску гидромеханических передач (ГМП) для тяжелых автомобилей и колесных тягачей. Доли участников распределились 50 на 50, само производство базируется на МЗКТ. Завод  внес технологии и комплектующие, китайская сторона - денежные средства.
Первый экспортный кредит Минск получил от Эксимбанка КНР в 2006 году в размере 234 млн. долл. для финансирования проекта ЗАО «БеСТ». В 2008-2009 годах кредитование со стороны Китая сократилось – за эти годы общий объем вливаний составил около 30 млн. долл., направленных на финансирование цементной отрасли.
В 2010 году были подписаны кредитные соглашения о предоставлении финансирования по проектам поставки грузовых электровозов, электрификации железной дороги, реконструкции участка автомобильной дороги М5, строительства целлюлозного и содового заводов. Также китайская сторона заявляла об открытии для РБ  кредитной линии на 5 млрд. долл., однако она была предназначена для покупки  китайского оборудования. В результате эти средства остались не востребованными  из-за того, что белорусские предприятия отдали предпочтение европейским технологиям.
В  конце июня прошла встреча Александра Лукашенко с группой китайских специалистов под руководством директора департамента финансового рынка Народного банка Китая Се До. После этой встречи белорусский президент заявил о планах перенять китайский опыт валютного регулирования и фактически запретить в стране свободный обмен иностранной валюты.
Переломным стал сентябрь 2011 года, когда во время визита председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР У Банго в Минск были подписаны соглашения об открытии Белоруссии еще одной кредитной линии в размере 1 млрд. долл., а также о предоставлении гранта на 70 млн. юаней (около 11 млн. долл.). Выгодность этого кредита очевидна. Во-первых, срок кредитов составляет от 10 до 15 лет. Во-вторых, процентная ставка составляет LIBOR + 3%. Если учесть, что ставка LIBOR ниже 1% годовых, льготный характер кредита очевиден. Для сравнения: в сентябре доходность по еврооблигациям РБ достигла 18-19%. Доходность по облигациям считается бенчмарком для размещения новых выпусков. Соответственно, вряд ли Минск на европейском рынке сможет привлечь деньги под меньшие проценты, тем более, что ведущие мировые рейтинговые агентства уже объявили белорусскую экономику гиперинфляционной со всеми вытекающими последствиями.
Выделенные Китаем средства привлекались под строительство Витебской ГЭС на Западной Двине, модернизация Добрушской бумажной фабрики, строительство завода по производству соды в Гомельской области, создание системы спутниковой связи и вещания на территории Белоруссии силами китайской компании «Великая стена», а также создание в республике совместного индустриального парка.
Однако ключевое значение имело подписанное в Минске межправительственное соглашение «О финансовом сотрудничестве в приватизации и привлечении китайских инвестиций в Белоруссию в 2011-2013 годах», который открыл перед китайскими инвесторами возможность участия в приватизации белорусских предприятий.
Надо отметить, что такого соглашения с Россией нет, хотя Москва давно пытается добиться от Минска формирования юридической базы, позволяющей российским инвесторам принять участие в приватизации на равных с местным бизнесом условиях.
Наибольший интерес для Москвы представляют белорусские НПЗ, молочные заводы, «Беларуськалий», машиностроительные активы, а также некоторые предприятия оборонного комплекса.
Китайским инвесторам интересны те же активы, в особенности – «Беларуськалий» и предприятия машиностроения. При этом Пекин с золотовалютными резервами, превышающими 3 трлн. долл., платежеспособнее и сговорчивее Москвы. Таким образом, агрессивное привлечение китайских инвесторов обострит в перспективе конкуренцию за приватизируемые активы и может вытеснить российских инвесторов, тем самым сбалансировав влияние Москвы.