Центр политической информации
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ
ПОСЛЕ РЕФОРМЫ
(декабрь 2012 года)
Москва, 2012 год

СОДЕРЖАНИЕ
[1] ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В РАЗВИТИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
[1.1] ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
[1.2] УКРУПНЕНИЕ ИГРОКОВ И РАЗВОРОТ РЕФОРМЫ
[1.3] ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ
[2] СОБСТВЕННИКИ ЭНЕРГОКОМПАНИЙ
[2.1] ГОСКОМПАНИИ
[2.1.1] ФГУП «Росэнергоатом»
[2.1.2] ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»
[2.1.3] ОАО «РУСГИДРО»
[2.1.4] РАО «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСТОКА»
[2.1.5] ОАО «ФСК» И ХОЛДИНГ МРСК
[2.1.6] ОАО «ГАЗПРОМ ЭНЕРГОХОЛДИНГ»
[2.2] ЧАСТНЫЕ КОМПАНИИ
[2.2.1] «КЭС-ХОЛДИНГ»
[2.2.2] ОАО «СУЭК»
[2.2.3] ЕСН
[2.2.4] ООО «ЕВРОСИБЭНЕРГО»
[2.2.5] ОАО «КВАДРА»
[2.2.6] ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ
[2.2.7] «E.ON RUSSIA»
[2.2.8] FORTUM
[2.2.9] ENEL
[3] ВЫВОДЫ

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В РАЗВИТИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

С окончанием электорального цикла наметился новый виток интереса государства к энергетике. События последних месяцев явно указывают на изменение политики правительства в отношении отрасли. Как и нефтегаз, энергетика останется, пока ареной для сражения крупнейших групп влияния. В этот период принятие решения по вопросам отрасли будет крайне затруднено. Последний фактор в полной мере проявляется в противостоянии между И.Сечиным и А.Дворковичем. Такое положение дел связано с серьезными расхождениями между ними по целому ряду принципиальных вопросов в сфере ТЭК.
Один из конфликтов связан со схемой слияния Федеральной сетевой компании (ФСК) и Холдинга МРСК. В середине этого года власти сообщили о намерениях расформировать Холдинг МРСК. Игорь Сечин, естественно, лоббировал вариант объединения компаний на базе «Роснефтегаза». Такое развитие событий автоматически сделало бы эту компанию одним из самых влиятельных игроков не только в нефтегазовом секторе, но и в электроэнергетике, а также подчинило бы потенциально приватизируемый Холдинг МРСК неприватизируемую ФСК. Данная мера надолго могла бы закрыть доступ инвесторов к российскому электросетевому комплексу, однако впоследствии реализация данной альтернативы была остановлена вице-премьером Аркадием Дворковичем и министром энергетики Александром Новаком.
А.Дворкович предложил собственную схему инвестирования сделки без участия «Роснефтегаза». Предложенный А.Дворковичем вариант предполагает внесение госпакета акций ХМРСК в уставный капитал ФСК. В будущем планировалось перейти на единую акцию.
Однако впоследствии этот вариант был отвергнут. Теперь влияние Холдинга МРСК не только сохраняется, но и усилится. В конце ноября Владимир Путин подписал указы об увеличении УК ФСК ЕЭС и Холдинга МРСК, а главное, о создании ОАО «Российские сети», в которое войдет весь электросетевой комплекс страны. Таким образом, окончательно решилась судьба объединения ФСК ЕЭС и ХМРСК. Отметим, что в итоге, проект объединения пошел по варианту Минэнерго (которое сейчас в большей степени входит в орбиту влияния Аркадия Дворковича).
Указ президента постановляет переименовать Холдинг МРСК в ОАО «Российские сети» (54,52% в госсобственности) и внести в УК этой компании 79,55% акций ФСК, находящихся в собственности РФ, в порядке оплаты размещаемых Российскими сетями дополнительных акций. Доля государства в ФСК фиксируется в размере 1 акции, а в Российских сетях — на уровне 54,52%. Конкретный план мероприятий по исполнению этих положений будет утвержден в конце декабря. Также пока неизвестна цена, по которой акции ФСК будут вноситься государством в рамках допэмиссии ХМРСК. Дальнейшие шаги по реализации этих планов предусматривают внесение изменений в ряд нормативных актов, в том числе в 35-й ФЗ «Об электроэнергетике». На это потребуется как минимум несколько месяцев.
Среди позитивных последствий такого развития событий для сегмента в первую очередь следует отметить повышение эффективности управления. Новая структура должна снять разногласия между ФСК и ХМРСК по поводу ввода новых мощностей и сетей, общей стратегии развития, порядка определения максимальной мощности, а также перечня объектов последней мили. Слияние упростит процедуру урегулирования и взыскания задолженности по договорам между РСК и ФСК и, возможно, и порядок реализации техприсоединения к магистральным сетям. Важно также то, что появление единого центра принятия решений даст возможность перераспределять средства, направляемые на реализацию инвестиционных программ обеих компаний.
Центром консолидации финансов становятся «Российские сети», что, в принципе, негативно для ФСК, но позитивно для Холдинга МРСК, потому что вся чистая прибыль от эксплуатации магистральных сетей будет направляться головной компании и учитываться в рамках ее консолидированной отчетности.
В перспективе, передача ФСК под контроль Российских сетей ограничит возможности дальнейшей приватизации единой управляющей компании, поскольку ранее включать ФСК в число приватизируемых госкомпаний не планировалось. Однако перспективы приватизации «дочек» ХМРСК сохраняются, а эффект от нее получит новая сетевая компания.
Еще одна линия противостояния (между И.Сечиным и А.Дворковичем) в последние месяцы развернулась вокруг возможного участия «Роснефтегаза» в допэмиссии «РусГидро».
А.Дворкович предложил докапитализировать «РусГидро» за счет поступлений от выплаты дивидендов со стороны «Роснефтегаза» вместо вхождения холдинга в капитал генкомпании (последний вариант лоббировал И.Сечин). Ситуация с «РусГидро» была разрешена через личное вмешательство Владимира Путина. После долгих споров было решено докапитализировать на 50 млрд. руб. за счет ассигнований из федерального бюджета.
В итоге «Роснефтегаз» перечислил в бюджет 50,2 млрд руб. Это часть дивидендного дохода компании, основными активами которой являются порядка 75,16% акций Роснефти и 10,74% акций Газпрома. В федеральный бюджет 2012 года уже заложена строка расходов на приобретение части акций нового выпуска РусГидро. Согласно указу президента, средства от докапитализации РусГидро будут направлены на реализацию первоочередных инвестиционных проектов – строительство ТЭЦ в г. Советская гавань Хабаровского края, Сахалинской ГРЭС-2, Якутской ГРЭС-2, Благовещенской ТЭЦ.
В то же время, оплата допэмиссии станет огосударствлением «РусГидро», т.е. увеличением доли государства в компании на 18%, до 71,3%, тогда как в последние два года правительство активно отстаивает необходимость приватизации госсобственности, в частности, в энергетическом секторе. Доли остальных акционеров снизятся на 27,5%, а free float сократится с текущих 30% до 21,7%.
В целом такое решение о докапитализации положительно для «РусГидро», так как оно дает возможность провести не только в полном объеме инвестпрограмму, но и откроет возможность для давно запланированной сделки по обмену активами с Евросибэнерго . Кроме того, В.Путины выбрал компромиссный вариант, который не позволил усложнить весь этот процесс прямым вовлечением Роснефтегаза, как этого требовал Игорь Сечин.
Отметим, что при этом сам процесс утверждения доэмиссии оказался под большим вопросом. Так, 12 декабря ОАО «РусГидро» опубликовало сообщение о том, что пять членов совета директоров написали обращения в Росимущество и председателю совета директоров Виктору Тацию о своем намерении покинуть наблюдательный орган компании. Среди них — сам Владимир Таций (является также первым вице-президентом «Газпромбанка»), председатель правления «Интер РАО» Борис Ковальчук, бывший президент «Всероссийского банка развития регионов», ныне занимающий должность советника руководителя службы безопасности (по работе с проблемными активами) «Роснефти» Григорий Курцер, заместитель гендиректора ООО «Объединенные инвестиции» Михаил Шелков и старший вице-президент «Группы ВТБ» Сергей Шишин.
По заявлению представителей «Русгидро», авторы некоторых обращений мотивируют свое решение несогласием «с последовательностью проведения отдельных процедур и действий, касающихся эмиссии дополнительных акций, одобренной внеочередным общим собранием акционеров компании 16 ноября 2012 года».
Тем не менее, в официальном сообщении «РусГидро» было отмечено, что минимальный кворум совета директоров компании составляет 7 человек, соответственно совет сможет продолжать выполнение своих функций, несмотря на выход ряда его членов. Наличие кворума избавляет «РусГидро» от необходимости созывать общее собрание акционеров для переизбрания совета, таким образом, «РусГидро» может существовать с неполным советом вплоть до годового собрания акционеров (лето 2013 года).
Необходимо отметить, что каждый из пяти директоров, покинувших совет, относится к ближайшему окружению президента «Роснефти» Игоря Сечина. Соответственно, можно говорить о продолжении попыток бывшего вице-премьера установить свой контроль над «Русгидро» через докапитализацию компании за счет средств «Роснефтегаза».
Относительные потери с «РусГидро» и ФСК Игорь Сечин решил компенсировать за счет постепенной консолидации Роснефтегазом 53,36% акций «Интер РАО». Минэкономразвития и Минэнерго совместно с «Роснефтегазом» подготовили предложения о поэтапном выкупе «Роснефтегазом» 53,36% акций ОАО «Интер РАО ЕЭС» у государства, а также у ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК ЕЭС» и «Росатома». В планы также входит проведение допэмиссии генерирующей «Интер РАО» в пользу «Роснефтегаза» в размере 60 млрд рублей. Осуществить все сделки по консолидации планируется до 2015 года.
Важно отметить, что на текущий момент поглощение «Интер РАО» — это чуть ли не единственный проект И. Сечина, который поддерживает правительство.
В целом для «Инте РАО» такая сделка может дать положительный эффект. В случае допэмиссии компания получит дополнительное финансирование, которое может быть использовано для дальнейшей модернизации. Кроме того, у «Интер РАО» появиться инвестиционный доход, если на момент размещения рыночная цена не превысит номинал.
Однако в сделке есть и отрицательные моменты. Во-первых, спекуляции вокруг перераспределения активов нанесут отрасли очередной репутационный удар. Значительное количество не совсем прозрачных в плане общей логики событий, включая процесс консолидации сетевых активов ФСК ЕЭС и Холдинга МРСК, интригу вокруг докапитализации «РусГидро» и некоторые другие, подрывает привлекательность электроэнергетического сектора в глазах потенциальных инвесторов, в первую очередь иностранных.
Во-вторых, остается неясным будущее обширной программы по приватизации госсобственности. Напомним, что ранее планировалось, что государство полностью выйдет из капитала «Интер РАО» к 2016 году.
На этом фоне также весьма интересны сведения, согласно которым, И.Сечин ведет переговоры о покупке активов «КЭС-холдинга» Виктора Вексельберга. Напомним, что в 2011 году «КЭС-Холдинг» вел переговоры о создании СП с «Газпром энергохолдингом», однако в начале текущего года переговоры были прекращены, так как срок сделки истек. Неформально, по некоторым данным, переговоры с «Газпромом» продолжаются, однако стороны по-прежнему не могут договориться об оценке проблемных активов «КЭС-Холдинга» (на конец 2011 года долги составили 160 млрд. руб. с учетом внутренней задолженности перед группой «Ренова» и около 40 млрд. руб. на депозитах).
В состав «КЭС-Холдинга» входят доли (от 40% до 60%) в 4-х крупных генкомпаниях. Капитализация этих компаний оценивается в 93 млрд. руб., доля «КЭС-Холдинга» - в 45 млрд. руб. Теоретически, за счет дивидендов от «Газпрома» и «Роснефти» (около 129 млрд. руб., с учетом планов «Роснефти» заплатить повышенные дивиденды – около 160 млрд. руб.) «Роснефтегаз» может профинансировать сделку.
Однако без привлечения дополнительного финансирования госкомпания не сможет и поучаствовать в выкупе акций «РусГидро» и т.д., и в покупке «КЭС-Холдинга». Представляется, что переговоры с В.Вексельбергом ведутся в качестве запасных: И.Сечин хочет сделать подконтрольную ему госструктуру крупным игроком на энергетическом рынке. При этом, правительство активно пытается этому противостоять.
«Роснефтегаз» до сих пор не являлся операционной компанией, он – фонд, в котором хранятся госпакеты акций, и покупка «КЭС-Холдинга» будет противоречить смыслу его создания. Впрочем, весной В.Путин наделил «Роснефтегаз» правом совершать сделки в энергетике, поэтому в обсуждаемых сделках можно лишь увидеть полное логическое противоречие: покупка энергоактивов госструктурой при заявлениях о сокращении присутствия государства в экономике.
Борьба за новую конструкцию государственного присутствия в электроэнергетике продолжится. Это будет выгодно В.Путину, который в очередной раз выступит как арбитр. Однако для отрасли сам факт реализации подобных схем станет очередным примером не только разворота реформы, но и свидетельством доминирования частных интересов ближайшего окружения президента.

ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В конце апреля правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики под председательством вице-премьера Игоря Сечина утвердила подготовленный Минэнерго проект правил розничных рынков электроэнергии. Документ предусматривает отказ от проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика. По новому проекту, лишиться его можно лишь в случае ликвидации, банкротства, отказа от статуса, исключения из реестра участников оптового рынка электроэнергии или нарушения антимонопольного законодательства. Если все же кто-либо из гарантирующих поставщиков освобождает место на рынке, то новый должен погасить кредиторам задолженность предшественника.
До сих пор предполагалось, что государство раз в несколько лет будет разыгрывать статус гарантирующих поставщиков на конкурсах. Но они ни разу не проводилось, поскольку не был прописан их механизм. В результате, ни один поставщик не был лишен статуса гарантирующего, несмотря на значительную задолженность перед генерирующими и сетевыми компаниями. По данным «Совета рынка» на 1 апреля, совокупные долги сбытовых компаний достигли 118,9 млрд руб.
Подготовленный комиссией проект, безусловно, выгоден гарантирующим поставщикам и, возможно, является результатом их лоббистских усилий. Вместе с тем, одобрение данного проекта правительством весьма маловероятно, так как В. Путин уже неоднократно заявлял о необходимости ужесточения правил в отношении сбытовиков.
На том же заседании была представлена новая модель платежной системы на розничном рынке электроэнергии (РРЭ). Она предполагает создание специального органа (регистратора), регистрирующего договоры на розничном рынке электроэнергии и осуществляющего акцепт платежей его участников и учет взаимных обязательств.
Учредителем регистратора может выступить НП «Совет рынка», которые после этого станет ключевым регулятором розничного рынка. НП уже выполняет похожие функции на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Филиалы нового регулятора в регионах будут заключать и регистрировать договоры о присоединении к РРЭ, причем только на условиях раскрытия участниками рынка своих конечных бенефициаров, а также контролировать расчеты.
Все средства, поступающие в рамках расчетов розничных потребителей с энергосбытовыми компаниями, будут депонироваться на спецсчетах уполномоченных банков, списание средств с которых возможно исключительно по акцепту регистратора.
Здесь возникает вопрос об уполномоченных банках. На ОРЭМ таким банком является сейчас Альфа-банк, хотя осенью 2011 года глава совета директоров «Интер РАО» Григорий Курцер выдвинул идею о том, чтобы единым расчетным центром сделать Всероссийский банк развития регионов (ВБРР), дочернюю структуру «Роснефти» (президентом которого Курцер и является).
В новой модели речь идет, по имеющимся данным, о нескольких финансовых организациях. Обязательным условием участия в системе станет отчисление части прибыли, полученной от ведения спецсчетов, в специальный гарантийный фонд, откуда будут предоставляться средства на срочные нужды, в том числе в случае банкротства гарантирующего поставщика. Однако, по нашим данным, «Интер РАО» уже одобрило новый механизм – здесь надо учитывать, что новый глава НП – Вячеслав Кравченко – ранее руководил энергосбытовым сегментом «Интер РАО».
Цена вопроса – около 2 трлн. руб: именно в такую сумму оцениваются платежи в 2012 году. Объем всех платежей за электроэнергию в 2011 году составил 1,85 трлн. руб. Создание единых расчетных центров может стать положительным фактором для отрасли, но это, одновременно, приведет к перераспределению функций гарантирующих поставщиков по сбору платежей, превратив их фактически в энергосервисные компании. В случае наделения ВБРР статусом расчетного банка, И.Сечин получит дополнительный (сугубо финансовый) инструмент влияния на отрасль.
В апреле рабочая группа при Агентстве стратегических инициатив предложила новый механизм присоединения новых потребителей к электросетям. В проекте «дорожной карты» повышения доступности энергоинфраструктуры для потребителей предлагается в ближайшие годы резко снизить длительность согласований при техприсоединении к электросетям и удешевить этот процесс. Сейчас минимальный срок согласования составляет 281 день, в случае применения «дорожной карты» эти сроки сократятся до 45 дней за счет введения уведомительного характера техприсоединения, а также исключение из процесса энергосбытовых компаний.
Также предлагается снизить стоимость техприсоединения мощности в 1 кВт для малого и среднего бизнеса с 1852% от ВВП на душу населения до 938% к 2015 году, к 2020 году она должна составить 25% от ВВП на душу населения. Расчеты АСИ делались на том основании, что платежи за присоединение были введены в 2005 году после аварии в Чагино и должны были быть отменены с 2011 года, однако были лишь снижены. Часть затрат включена в долгосрочные RAB-тарифы, но плата за техприсоединение также сохранилась в виде отдельного тарифа.
Стоит отметить, что снижение платы за техподсоединение за счет включения этих расходов в RAB-тарифы перенесет расходы на всех потребителей региона. Конкретных расчетов о росте в этом случае конечных тарифов нет, предлагается внедрение новых механизмов, например, «вмененной ставки», при которой потребитель вносит минимальный платеж за подключение, но финансово гарантирует энергетикам пятилетний объем потребления. Также предлагается ввести механизм перераспределения неиспользуемой мощности между потребителями («вторичный рынок мощности»).
Стоит отметить, что эта инициатива АСИ, в отличие от ряда других предложений рабочих групп по реформированию энергетики (например, группы Юрия Удальцова), будет обсуждаться на высшем уровне: она будет вынесена на Наблюдательный совет, который возглавляет Владимир Путин. Его реакция, участие в дискуссии и итоговые поручения могут стать важными показателями того направления, какое внимание в ближайшее время будет уделяться вопросам развития энергетики.
Впрочем, предложения АСИ в части финансовых гарантий по объемам потребления и вторичному рынку мощности противоречат готовящимся решениям правительства. В начале апреля в аппарате правительства был проведен ряд совещаний по поводу избыточных мощностей. По мнению Федеральной тарифной службы, после исключения с 1 января 2011 года инвестиционной составляющей в плате за техприсоединение потребители перестали нести обязательства по оплате объема капитального строительства, который связан их присоединениями. Это привело к тому, что потребители стали все чаще заявлять избыточную мощность, что привело к недозагрузке сооруженных объектов. Затраты на строительство ненужной инфраструктуры закладываются в тариф и ложатся на плечи всех потребителей.
Меры по борьбе с излишками заявленных объемов энергии разрабатываются в двух направлениях:
  •  для сетевых организаций с 1 июля 2014 года в тарифах будет учитываться только фактическая загрузка объектов.
  •  для потребителей будет введено обязательство по оплате резерва заявленной мощности.
Последнее предложение будет распространяться только на крупных потребителей (не менее 670 кВт). С 1 июля 2012 года сетевые компании начнут вести индикативный учет максимальной мощности. Оплату максимальной мощности предлагается вводить постепенно, возможно, на протяжении пяти лет, чтобы у потребителя было время для отказа от излишков. Предполагается, что это будет способствовать сокращению объемов неиспользуемой мощности, а также увеличит платежи для предприятий, которые заинтересованы в поддержании для них резерва.
Назначение санкций для потребителей, которые завышают потребности в сетевых мощностях, выглядит вполне уместным. Результат будет заключаться не только в компенсации инвестиций на построенные и недозагруженные объекты, но и в более эффективном учете крупными потребителями собственных потребностей.
Кроме того, санкции позволят сократить инвестиционные программы сетевых компаний без ущерба для качества услуг. Инвестиционная программа Холдинга МРСК на период 2012-2015 годов составляет 804 млрд. рублей, а повышение эффективности инвестиционных вложений даже на несколько процентов позволит высвободить существенный объем средств и улучшит финансовые показатели холдинга.
Тем не менее, представляется, что крупные потребители будут категорически против введения платы за излишки энергии, Также в предлагаемых проектах не просматривается вопрос ответственности местных властей за их внесение конкретных потребителей в инвестпрограмму МРСК
Владимир Путин в начале мая подписал новые правила розничного рынка электроэнергии, которые изменили модель расчетов платы за мощность для потребителей, а также ликвидировали перепродавцов с тем, чтобы остановить дополнительный рост тарифов.
Новые правила были внесены в правительство еще 20 марта, однако из-за согласований проект постановления был подписан лишь за два дня до инаугурации В.Путина.
Новые правила розничного рынка предусматривают ряд нововведений. Во-первых, расчеты платы за мощность для потребителя теперь будут вестись исходя из пикового потребления региона, тогда как раньше он определялся по пику предприятий. Это позволит существенно сэкономить тем предприятиям, которые переносят свое потребление с утреннего и вечернего периода на дневные или ночные часы, до 20% от конечной цены на электроэнергию.
Для крупных потребителей также в постановлении есть свои плюсы: им оставили двуставочный тариф: раздельную оплату мощности и энергии, которые они могут покупать у разных поставщиков.
Во-вторых, с октября будет отменен барьер для покупки энергии на оптовом рынке: не нужно будет получать тарифно-балансовые решения. Для тех предприятий, чья присоединенная мощность менее 2 МВа, будет отменена оплата компенсаций сбытовой надбавки гарантирующим поставщикам, если они решат сменить сбытовую компанию. Крупные потребители смогут менять поставщика бесплатно только в начале года.
В-третьих, будет ликвидирована прослойка перепродавцов – гарантирующих поставщиков второго уровня. До 1 октября им предстоит либо повысить свой статус, либо работать как независимая энергосбытовая организация. Здесь речь идет примерно о 80 компаниях — 25% всех гарантирующих поставщиков на рынке.
Нынешние гарантирующие поставщики энергии и мощности продолжат работать, как прежде. Конкурсы по их отбору так и не появились, они будут проводиться лишь в том случае, если игрок рынка исключен из реестра субъектов оптового рынка, проходит ликвидацию или банкротство или добровольно отказывается от статуса гарантирующего поставщика. Впрочем, новые правила предусматривают введение жестких требований к гарантирующим поставщикам по качеству обслуживания потребителей.
Один из пунктов новых правил, который вызывал острые дискуссии - введение ответственности крупных потребителей за завышение мощности при подсоединении. В конечном варианте документа он сохранился, но в смягченном виде. Пока штрафы за неиспользование заявленной максимальной мощности не вводятся, но с 1 июля сети или ГП в уведомительном порядке ведут учет резерва максимальной мощности и предоставляют эту информацию потребителю, чтобы стимулировать его к ответственному подходу при расчете своих потребностей.
Этот документ положительно должен сказаться на взаимоотношениях между сбытовыми компаниями и потребителями, в частности, снять барьеры для выхода потребителей на оптовый рынок (минуя гарантирующих поставщиков и региональных чиновников). В дальнейшем правительство рассмотрит модель расчетов между субъектами розничного рынка: по нынешнему плану, они будут вестись через спецсчета в уполномоченной кредитной организации, и никакое движение средств не будет возможно без санкции нового регистратора.
В начале августа года Федеральная служба по тарифам (ФСТ) опубликовала проект поправок к закону об электроэнергетике, сокращающих размер инвестиционной составляющей в тарифе на технологическое присоединение энергопринимающих устройств малой мощности (до 150 кВт).
По предложению службы с 1 июля 2015 года инвестиционная составляющая, включаемая в тариф на техприсоединение, ограничивается 50% расходов на строительство объектов «последней мили», а с 1 июля 2017 года исчезает вовсе. Соответствующие расходы должны будут учитываться в тарифе на передачу или возмещаться из других, не запрещенных законом, источников.
Как известно, тариф на техприсоединение был введен в 2005 году после аварии на московской подстанции Чагино; включение в тариф инвестсоставляющей было призвано покрыть расходы электросетевых организаций на строительство и поддержание инфраструктуры. Свое предложение о снижении инвестиционной составляющей ФСТ выдвинула во исполнение указа президента от 7 мая «О долгосрочной государственной экономической политике», предписывающего к 1 января 2015 года существенно сократить сроки и стоимость подключения к сетям для субъектов предпринимательской деятельности.
В результате предложенных мероприятий стоимость техприсоединения мощности 1 кВт для малого и среднего бизнеса к 2020 году должна снизиться почти в 75 раз: с 1852% до 25% от ВВП на душу населения, что, безусловно, должно способствовать дальнейшему развитию предпринимательской активности.
В конце октября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, регулирующее ценообразование в сфере теплоснабжения1. Постановление предусматривает установление долгосрочных тарифов, что обеспечит экономически обоснованную доходность инвестированного капитала. Новые правила обеспечат и RAB-регулирование. Теперь ФСТ предстоит в 4-месячный срок разработать метод обеспечения доходности инвестиций в теплогенерации, а также утвердить методические указания по расчету предельной необходимой валовой выручки источников тепловой энергии.
Также дополнительные средства, полученные генератором в результате снижения операционных расходов (за счет повышения эффективности ее деятельности) остаются в его распоряжении, т.к. сокращение затрат не является основанием для досрочного пересмотра тарифов.
Таким образом, этот способ регулирования предусматривает прямую зависимость доходов компании от ее операционной эффективности. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович также пояснил, что часть нормативов вступает в силу во второй половине 2013 года, часть нормативов — в 2014 году, а один норматив вступит в силу уже с начала 2013 года: размер платы за подключение будет составлять, как и в электроэнергетике, 550 руб. на потребителя.
Правительственная комиссия по ТЭК
В начале июля был утвержден состав п