А.А.Мухин
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ И ПОЗИЦИЙ
ВЛАДИМИРА ЯКУНИНА
Москва, 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ И ПОЗИЦИЙ ВЛАДИМИРА ЯКУНИНА 3
Перспективы и устойчивость позиций: возможные причины ослабления позиций, факторы, усиливающие позиции 3
Группа «православных чекистов» 3
Конфликтная линия с И.Левитиным 4
Конфликтная линия с С.Чемезовым 9
Сочинские проекты РЖД 10
Церковное лобби 11
Семейственность в РЖД 12
Политические связи 12
Круг персон и групп, заинтересованных в уходе В.Якунина 14
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ 21
Руководство 21
Крупные проекты РЖД в 2008-2009 годах 25
Финансовые затруднения РЖД во время кризиса 2009 года 28
Основные контракты РЖД в 2010 году 30
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЯКУНИН, президент ОАО «РЖД», родился 30 июня 1948 года в городе Меленки Владимирской области.
С 1972 года по 1975 год работал младшим научным сотрудником Государственного института прикладной химии (Ленинград).
С 1975 года по 1977 год служил в армии.
В 1977-1982 годах работал старшим инженером в Госкомитете по внешнеэкономическим связям (связь с М.Фрадковым).
С 1985 года по 1991 года работал в постпредстве СССР при ООН вторым, затем первым секретарём.
С 1992 года по 1997 год -  генеральный директор АО «Бикар»; председатель совет директоров АОЗТ «Международный деловой центр» (связь с В.Путиным); член совета директоров банка «Россия» (вероятно – акционер банка до сих пор), Балтийского морского пароходства.
С 1997 года по 2000 год –  начальник Северо-Западной инспекции Главного контрольного управление Президента РФ.
С 2000 года по 2002 год был заместителем министра в Министерстве транспорта.
В 2002-2003 годах –  первый заместитель министра в Министерстве путей сообщения.
С 2003 года по 2005 год – первый вице-президент в ОАО «РЖД».
С 2005 по настоящее время  – президент ОАО «РЖД» (назначен М.Фрадковым; переназначен в 2008 году В.Путиным); срок контракта истекает в июне 2011 года.
Начиная с 2007 году стали появляться слухи об ослаблении позиций В.Якунина. Многие эксперты сходились во мнении, что причиной этому стала его «излишняя активность» и даже попытки вести собственную политическую игру.
К этому времени В.Якунин вошел в группу т.н. «православных чекистов» (кроме него – Георгий Полтавченко, Виктор Черкесов). Все с уходом из жизни Патриарха Алексия II, который считался их покровителем, серьезно ослабили свое влияние.
В.Черкесов, в результате т.н. «войны спецслужб» (открытого конфликта с Н.Патрушевым и В.Ивановым в 2007 году), потерял пост главы ФСКН, из «воина» (как он себя позиционировал сам) был превращен В.Путиным, со свойственным ему чувством юмора, в «торговца» (возглавил и довольно неудачно Федеральную службу по торговле обычными вооружениями; был уволен в 2010 году, как несправившийся со своими обязанностями).
Влияние потерял и давно уже занявший пост ПолПреда Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко: его с 2005 года рассматривали в качестве сменщика Юрия Лужкова, однако, в конце концов, этот пост достался, как известно, Сергею Собянину, а Г.Полтавченко, готовивший слияние Москвы и Мособласти теперь, по сути, «на подхвате» у бывшего руководителя аппарата В.Путина.
Неудачи преследовали В.Якунина в последнее время и в экономической сфере. Речь идет, например, о попытках вмешательства президента РЖД в процесс согласования проекта строительства Восточно-Сибирского трубопровода, «курируемого» И.Сечиным. А также столкновения с И.Левитиным по вопросам реформы РЖД (см. ниже).
По словам источника с Гос.Думе, ослаблению позиций В.Якунина поспособствовало и ухудшение его отношений с Д.Медведевым, которого глава РЖД в качестве кандидата в Президенты в 2006 году «не рассмотрел». В.Якунин ставил на Сергея Иванова, который оказался «персоной отвлечения».
Не способствовала усилению позиций В.Якунина и обострение борьбы между Минтрансом, то есть командой Игоря Левитина, за контроль над реформой железнодорожной отрасли.
Напомним, в свое время Минтранс внес в Правительство свой, отличный от концепции РЖД (соавтор - Федеральная служба по тарифам), план организации рынка железнодорожных перевозок. Организованные в этот период и, по всей видимости, небезосновательные, «утечки» информации о предпочтительности «левитинской» модели рынка железнодорожных перевозок, видимо, и стали «катализатором» слухов об ослаблении аппаратных позиций В.Якунина.
В результате этой борьбы, в сентябре 2010 года слухи об уходе уже обоих - В.Якунина и И.Левитина - обострились и стали весьма упорными. Ситуация напоминает т.н. «войну спецслужб» 2007 года, которая, как известно, закончилась кадровым перемещением всех ее участников и разрушением т.н. «силовой башни» (В.Иванова, В.Черкесова, Н.Патрушева). В.Путин, таким образом, показал, что он не остановится перед наказанием даже самых близких к себе персон, если они не хотят прислушиваться к его настоятельным рекомендациям «прекратить балаган». Разрушение т.н. «силовой башни» возымело тот же эффект (но теперь – в окружении премьера), что и посадка М.Ходорковского: В.Путин доказал то, что он alfadog даже уйдя с поста Президента РФ.
Это противостояние (между В.Якуниным и И.Левитиным), в частности, уже вызывало крайнее неудовольствие премьера: в начале июля 2010 года, например, В.Путин лично (и через С.Иванова) регулировал дорожное движение в связи с перекрытием Ленинградского шоссе из-за ремонта моста и возникновения серьезных автомобильных заторов. Есть информация, что мост, под которым проходит железная дорога, стали ремонтировать ради обеспечения безопасности скоростного поезда «Сапсан», работу которого курировал В.Якунин3.
Так что основной двигатель необходимости срочного ремонта располагался в ведомстве В.Якунина, хотя пострадал и Ю.Лужков (именно его обвинили в лоббировании аэропорта Внуково, который в результате заторов стал более доступен и, в конце концов, просто уволили за «потерю доверия Президента»).
Выгодоприобретателем во всей этой ситуации стал пока И.Левитин, который строит, как известно, платную трассу через Химкинский лес. Проект вызвал серьезное противостояние, впрочем, пока закончившееся в пользу Минтранса (заключение комиссии С.Иванова – дорога будет построена).
РЖД также объявила о распродаже «непрофильных» компаний, в частности, «СГ-Транс».
«СГ-Транс» - весьма интересная фирма, которой интересовались и «Газпром», и «Лукойл». Как утверждают, теперь она будет продана частями. Стоит отметить также, что значительная часть ранее принадлежавшего РЖД рынка стирки постельного белья, как непрофильный бизнес объемом 8 млрд руб. в год, также отдан в руки ряда частных компаний, бенефициаром одной из которых является дочь министра транспорта Юлия Левитина.
* * *
Через либеральную прессу были институализированы материалы, касающиеся компаний, участвующих в распределении финансовых средств, поступающих в качестве выручки РЖД. Ирония «компромата» состоит в том, что исследовались железнодорожные прачечные.
Рынок ж/д белья, по данным источников, поделили пять компаний: «Риквэст-сервис», «Мастер клининг», «Немецкая марка», «Пассажир сервис» и «Мехпрачечная ЮУЖД»; договор с РЖД подписан на 15 лет.
«Мастер клининг» (выручка в 2009 г. – 1,6 млрд руб.). Создан в августе 2006 г. гражданином РФ (52%) и компанией «Трансинвест» (48%). ООО «Трансинвест» было создано в 2003 г., учредители на октябрь 2009 г.: «Кэпитал инвест» (США, Делавэр) – 80% и «Аннинет-V» (Эстония) – 20%. До 2007–2008 гг. «Трансинвесту» принадлежали доли в 15 компаниях, среди которых были кемеровские «Кузбасстяжмаш» (100%), «Северокузбасснефтепродукт» (100%) и «Эссе» (50%); московские «Росавтодорконсалтинг» (100%), «Трансдорстрой» (100%), «Транс сервис» (50%) и «Юртрансконсалтинг» (75%). «Юртрансконсалтинг» до 2010 г. владел 100% «Стиль проекта» – выручка этой компании, предоставляющей РЖД по аутсорсингу проводников, в 2008 г. составляла 1,174 млрд руб. С 2008 г. «Мастер клининг» принадлежит Александру Уткину (85,7%), Евгению Глинину (14%) и Алексею Расулову (0,3%).
Группа «Риквэст-сервис» (выручка одноименной компании в 2008 г. – 907,5 млн руб.). В группу входят «Риквэст-сервис», «Нева проект» и «Желдор-сервис», созданные в 2003–2005 гг. Совладельцами в каждой из компаний в разных пропорциях являются ООО «Инвест-сервис» и «Бичер инвест энд файнэнс лимитед» (Виргинские острова). Единственным владельцем «Инвест-сервиса» является кипрская «Норовма инвестментс лимитед». 30% в «Желдор-сервисе» принадлежит гендиректору «Риквэст-сервиса» Александру Малышеву. До 2009 года совладельцем «Риквэст-сервиса» с долей 50% была управляющая холдинговая компания «Риквэст», которая принадлежит четырем офшорам: «Афодберг трейдингу», «Трент экуитиз», «Грасей менеджменту» и «Полиус холдингз». «Риквэст» помимо прачечных владеет долями в транспортных компаниях «Балтийские буксиры» (30%), «Балтийский морской терминал» (50%), «Риквэст-транс» (50%) и Северной транспортной компании (19%). Также ему принадлежит 33,33% в «ТПТ терминале» и 25,1% в «Ямалнефтегазресурсе».
Группа «Немецкая марка» (выручка в 2008 г. – 404,5 млн руб.). Сеть химчисток, прачечных и обувных мастерских создана в Санкт-Петербурге в 1997 г. ООО «Немецкая марка» зарегистрировано в 2004 г. Владельцы – Игорь Подковырин и Александр Ференц. Как передал через пресс-службу Подковырин, корпоративными клиентами компании являются также Ленинградский военный округ, Ленинградская военно-морская база, авиакомпании, учебные центры транспортной милиции.
«Мехпрачечная ЮУЖД» (выручка в 2009 г. – 220,8 млн руб.). Создана в Самаре в 2003 г. для реконструкции и модернизации прачечной депо Челябинск-Пассажирский ЮУЖД. Принадлежит в равных долях Вячеславу Шеянову (через его инвестиционную компанию «Трансфер») и главному бухгалтеру «Трансфера» Оксане Семиной (через ее компанию «Александрия»). Шеянов – член совета директоров корпорации «Аэрокосмическое оборудование», до этого работал управляющим директором по работе с крупными клиентами ВТБ, вице-президентом группы «Сок», заместителем предправления Промэкбанка и начальником отдела самарского филиала Инкомбанка.